Опубликовано 04 октября 2016 в 12:47

Мотивация педагогов в дошкольной образовательной среде

В современном обществе вопрос мотивации педагогов в дошкольной образовательной среде имеет особое значение: в силу высокоскоростного развития, а значит изменения потребностей человека, мотивировать педагогические кадры и привлекать молодых специалистов становиться все сложнее. Однако, сложившаяся ситуация не делает вопрос нерешаемым, а лишь придает ему актуальности и стимулирует педагогическую среду развиваться. Проблема профессиональной мотивации педагогов рассматривается на уровне государства и имеет государственные стратегические ориентиры.

Учитывая нововведения, представленные в федеральном государственном образовательном стандарте, профессиональном стандарте педагога, государственной программе «Развитие образования» на 2013-2020 годы, устоявшаяся система стимулов педагогического коллектива становится малоэффективной. Для повышения успешности в решении данного вопроса в нашем дошкольном образовательном учреждении формируется новая модель профессиональной мотивации педагогического коллектива.

Стоит отметить, что при разработке модели профессиональной мотивации были изучены всевозможные подходы к стимуляции педагогических кадров (андрогогический подход - С.Г. Вершловский, Ю.Н.Кулиткин и др.; поведенческий подход – Н.Н. Зубов, А.Б. Бакурадзе), а также традиционные модели профессиональной мотивации (организации и финансирования повышения квалификации, диссеминации инновационного педагогического опыта и лучших образовательных практик, инновационного методического сопровождения, материального стимулирования, моральной поддержки).

Разработанная модель профессиональной мотивации многогранна и воздействует на кадровый состав с учетом индивидуальных особенностей. Особому воздействию данной модели представлены молодые педагоги, приходящие в дошкольное образовательное учреждение. Привлечение молодых специалистов – является одной из значимых задач.

Как упоминалось раннее, современное общество диктует высокий темп развития технологий, внедряющихся не только в жизнь человека, но и непосредственно в образовательную среду. Молодые специалисты с большим удовольствием готовы осваивать инновации и информационно-коммуникативные технологии, а также они на порядок ближе к пониманию психологии и потребностей современного ребенка. Эти и еще ряд причин придают значимость вопросу привлечения молодых специалистов. В связи с этим и была разработана модель профессиональной мотивации молодых педагогов.

Однако воздействие предлагаемой модели распространяется на весь педагогический состав. Данный процесс осуществляется с помощью широкого спектра механизмов мотивации, где мотивами являются:

- реализация себя как профессионала и самоутверждения;

- саморазвитие и расширения кругозора;

- потребность быть принятым в коллективе;

- стабильность в работе и чувство защищенности;

- конкуренция.

Каждый из мотивов имеет свой механизм воздействия в виде административных решений, экономических подъемов, социально-психологического комфорта, предоставленных возможностей развиваться и самообразовываться.

Таким образом разработанная модель профессиональной мотивации педагогического состава помогает решить следующие задачи:

- привлечения молодых специалистов;

- активизации сил опытных педагогов;

- предоставление возможности саморазвития;

- организация творческого пространства.

Далее представлена модель мотивации молодых педагогов с учетом нововведений в дошкольную образовательную среду.

Представленная нами модель мотивации молодого педагога имеет определенную специфику реализации. На качество и результат работы деятельности педагога влияют развивающая среда и социальная среда, каждая из которых имеет свои стимулы мотивации. Социальная среда представляет собой моральную поддержку, финансирование и поддержку статуса педагога, профессиональное сопровождение. Развивающая среда - это непрерывное образование, условия труда, обмен педагогическим опытом.

Социальная среда в полной мере влияет на среду развивающую, осуществляется это следующим образом:

- моральная поддержка социальной среды осуществляется с помощью средств массовой информации (возможность публикаций на районном, городском и прочих уровнях, интернет-публикации, предоставление видеоматериалов педагогической деятельности).

- в свою очередь моральная поддержка позволяет педагогу иметь возможность непрерывного образования: то есть активное участие в конференциях, конкурсах, семинарах городского, регионального и более высокого уровня. Участие, а тем более хорошие результаты в сфере реализации непрерывного образования дают высокий показатель мотивации педагогической деятельности в дальнейшем.

- органы управления социальной средой, а точнее финансовая поддержка государства, отдела образования и заведующего детским дошкольным учреждением, влияют на развивающую среду (в частности на условия труда педагога).

- условия труда педагога осуществляются путём оснащения рабочего места средствами ИКТ (информационно-коммуникативные технологии) и современным оборудованием, организации пространства рабочей развивающей среды, позволяющей свободно реализовывать педагогические идеи свой деятельности.

- методическое сопровождение социальной среды - это возможность взаимодействия педагога опытного и педагога молодого, а также помощь методиста, как главного наставника. Данное сопровождение носит мотивационный характер, как со стороны молодого специалиста (подразумевая обогащение своих знаний, знакомство с реальными практическими примерами), так и со стороны опытного педагога (позволяя быть значимым в своей наполненной профессиональной деятельности). В развивающей среде такая методическая работа отражается следующим образом: предоставляется возможность обмениваться педагогическим опытом не только на уровне своего учреждения, но и других, что вносит отдельный стимул в педагогическую деятельность молодого педагога.

В заключение стоит обобщить, что мотивация профессиональной деятельности молодого педагога - это спектр стимулов социальной и развивающей среды, неразрывно связанных между собой. Качественное и ответственное обеспечение социальной среды, позволит получить достойные результаты развивающей среды педагога.

Для определения эффективности разработанной модели профессиональной мотивации, предполагается проведение мониторинга с частотой проведения два раза в год (каждое полугодие). Учитывая многогранность конструкции данной модели, диагностическими индикаторами при мониторинге являются следующие показатели:

- наличие публикаций;

- благодарственные письма, положительные отзывы;

- участие в конкурсах и конференциях;

- наличие творческих работ, методических разработок;

- организация и участие в открытых занятиях (включая другие ДОУ).

Подразумевается, что каждый из показателей должен подтверждаться документом (например: лист регистрации, сертификат участника, грамота). Сопровождение фото/видео – материалами приветствуется. Для усиления эффекта мотивации педагогического коллектива предлагается организовывать встречи (в форме круглого стола), где каждый педагог мог бы поделиться приобретенным опытом в течении каждого полугодия.

В нашем ДОУ для реализации данной модели профессиональной мотивации существует устойчивая база:

- активно используются информационно-коммуникативные технологии и современное оборудование;

- осуществляется профессиональное сопровождение молодых специалистов опытными педагогами – тьюторами;

- организовываются открытые занятия, где педагоги, работающие как на одном возрасте, так и на разных, могут обменяться друг с другом идеями и способами организации образовательной, досуговой деятельности;

- методист грамотно организовывает свою деятельность, что позволяет контролировать коллектив, учитывая индивидуальные особенности педагогов, чутко находя подход к каждому педагогическому кадру;

- руководство осуществляет моральную поддержку кадрового состава, гармонично организовывая деятельность ДОУ, в частности образовательную.

Вместе с тем, для диссеминации разработанной модели необходим еще ряд определенных условий, достижение которых требует значимый объем времени. Однако, модель имеет место быть и активно способствует как привлечению молодых специалистов, так и активизации сил более опытных педагогов.

Важную роль в реализации данной модели имеет поддержка государства, города, района. Ведь очень важно поднимать статус педагога в современно обществе, акцентируя внимание на его авторитет и ценность вклада в образование, и развитие человечества.